Пальчиковая гимнастика

В народной педагогике действия руками – один из ведущих методов образовательной работы. Неоспоримо влияние уровня развития мелкой моторики на речевую и мыслительную деятельность ребёнка. Так выполняя различные пальчиковые упражнения, мы повышаем работоспособность коры головного мозга, способствуем улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму.

В нашем детском саду мы, работая по адаптированной программе «Оздоровление детей с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции в условиях детского сада", поставили перед собой следующие задачи:
Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время в режиме дня;
Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, преврати их в занимательную игру;
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.  
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2 – 3 минуты. Упражнения включают разнообразные движения пальцами, чтобы максимально задействовать все мышцы.                                                                  
Все пальчиковые игры начинаем с весёлой разминки – сгибание и разгибание пальчиков, например, игра «Наши пальчики».
                  Пальчик с краешку – Большой,
                  Самый толстый и смешной.
                   Этот – Указательный,
                   Строгий и внимательный.
                   Этого зовут все – Средний,
                   Он не первый, не последний.
                    Этот палец – Безымянный,
                     Неуклюжий и забавный.
                    Этот маленький – Мизинчик,
                    Он у нас у всех любимчик.
Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены. Поочерёдно пальцы сжимать, разжимать и пригибать к ладони.
  Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. На это направлены такие упражнения, как: «Сороконожки», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.
                        Сороконожки
                Между кочек по дорожке
                В сад бегут сороконожки.
                Раз, два, три, четыре, пять –
                Никому их не догнать.
  Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо» / «налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).
   Мы используем так же пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений. Они очень важны при развитии у ребёнка навыков самообслуживания. Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Моя семья», «Барабан», «Наши пальчики» и др.
                       Барабан
             Барабанит барабан,
             Слышен грохот тут и там.
             Бам – Бам – Бам,
             Бам – Бам – Бам,
             Бам – Бам – Бам,
             Бам – Бам – Бам,
             Бам – Бам – Бам!
  Мягко ударять подушечками пальцев по столу (сначала большими пальцами обеих рук, потом – указательными и т.д.), изображая барабанную дробь.
    Практикой доказана эффективность в развитии движений всей кисти и пальцев руки, игр с разнообразными предметами: мозаика, пирамидки; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» или «сухой» бассейн.
    Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.  
   При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребёнка начинает развиваться интенсивнее.
Воспитатель Бажинова Т. Е.