В народной педагогике действия руками – один из ведущих методов образовательной работы. Неоспоримо влияние уровня развития мелкой моторики на речевую и мыслительную деятельность ребёнка. Так выполняя различные пальчиковые упражнения, мы повышаем работоспособность коры головного мозга, способствуем улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму.
В нашем детском саду мы, работая по адаптированной программе «Оздоровление детей с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции в условиях детского сада", поставили перед собой следующие задачи:Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время в режиме дня;
Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, преврати их в занимательную игру;
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2 – 3 минуты. Упражнения включают разнообразные движения пальцами, чтобы максимально задействовать все мышцы.
Все пальчиковые игры начинаем с весёлой разминки – сгибание и разгибание пальчиков, например, игра «Наши пальчики».
Пальчик с краешку – Большой,
Самый толстый и смешной.
Этот – Указательный,
Строгий и внимательный.
Этого зовут все – Средний,
Он не первый, не последний.
Этот палец – Безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Этот маленький – Мизинчик,
Он у нас у всех любимчик.
Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены. Поочерёдно пальцы сжимать, разжимать и пригибать к ладони.
Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. На это направлены такие упражнения, как: «Сороконожки», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.
Сороконожки
Между кочек по дорожке
В сад бегут сороконожки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Никому их не догнать.
Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо» / «налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).
Мы используем так же пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений. Они очень важны при развитии у ребёнка навыков самообслуживания. Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Моя семья», «Барабан», «Наши пальчики» и др.
Барабан
Барабанит барабан,
Слышен грохот тут и там.
Бам – Бам – Бам,
Бам – Бам – Бам,
Бам – Бам – Бам,
Бам – Бам – Бам,
Бам – Бам – Бам!
Мягко ударять подушечками пальцев по столу (сначала большими пальцами обеих рук, потом – указательными и т.д.), изображая барабанную дробь.
Практикой доказана эффективность в развитии движений всей кисти и пальцев руки, игр с разнообразными предметами: мозаика, пирамидки; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» или «сухой» бассейн.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
При условии систематических занятий постепенно пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями, речь ребёнка начинает развиваться интенсивнее.
Воспитатель Бажинова Т. Е.